О «священной корове» и не только
Многие потешаются над отношением к корове в Индии. Массовое возлежание коров с умиротворённым видом посреди оживлённого перекрёстка — обычное дело. Им не просто поклоняются, но и кланяются. Покорми сначала корову, потом поешь сам – одно из правил. И выражение “священная корова” имеет несколько насмешливый, ироничный оттенок.
На самом деле это пример того, как потеря здравомыслия доводит до абсурда, а в итоге к непониманию сути, насмешкам и, в итоге, к разделению народов.
Корова – кормилица, с этим никто не будет спорить. Быки – гужевой транспорт и землепашцы. Даже их навоз имеет множество способов применения, а не только как удобрение (что тоже для пропитания человека крайне важно).
Скажу грубо: мертвая корова накормит семью один раз, а живая несколько поколений прокормит. И здравый смысл: заботиться о корове (быке) и сохранять им жизнь.
Но человек способен все довести до абсурда! Заботу превратить в поклонение! А убийство тех же коров в некоторых регионах Индии просто сопроводили священными ритуалами.
Многие, со стороны, воспринимают все это как “пляски с бубнами” отсталых народов, считая себя более “цивилизованными”. А все потому, что здравый смысл утерян, что правила и ритуалы ставятся выше здравого смысла.
Так и во всем мире правила и законы ставятся превыше здравого смысла. Как много в нашей жизни “священных коров”, которые мешают жить “преграждая путь”, которые становятся поводом для раздора, именно потому, что мы придаем больше внимания “ритуалам”, а не здравому смыслу, который лежит в основе этих “ритуалов”!
Укоренившееся ли наследие прошлого, или несовершенные настройки человеков, но любые ритуалы, идолы и танцы с бубнами больше внушают доверия массам, чем здравый смысл.
Совершение единообразных действий, будь то символическое сложение рук и пальцев, будь то распевание одинаковых слов, поклоны изображению или статуе, создаёт ощущение одновременно и избранности и причастности.
Избранности – “ты делаешь всё правильно,в отличии от тех собратьев, которые этого не делают”.
Причастности – “ты един с нами, с правильными, нас много и мы избранные, только мы спасёмся в этом бренном мире, сейчас или после смерти, но только мы”.
Вероятно, знание психологии масс и лежит в основе любой религии. И часто абсурдные и нелепые ритуалы принимаются большинством легче, чем их полное отсутствие. Отсутствие “танцев с бубнами” вызывает недоумение, а каким же образом откроется “путь вверх”, и где тот самый “тонкий канат”?