Ты забыл какой ценой нам досталась стабильность?
Смыслы множественны. А уж замыслы… Сегодня вот посетил премьерный показ фильма “Замысел” – первой художественной кинокартины Донбасса. Режиссер – Дмитрий Зодчий. Такого эстетического удовольствия от философских аллюзий, переплетенных с реминисценциями повседневности, я давно не получал. Словно заглянул в свой нагрудный карман, а там пляшут Бодрийяр под ручку с Платоновым. И такие выкидывают коленца, что впору рубаху расшивать до парусов Авроры (ну да, которых у нее и отродясь не было). Иногда складывалось даже чувство, что гессевскую “Игру в бисер” переписал Пелевин. Да, это не игровое, а авторское кино, где зритель с первых же минут должен принять правила трапезы режиссера. Перевернутый мир, где при ближайшем рассмотрении узнаются близкие и родные черты лиц.
Если вы решитесь посмотреть эту кинокартину, то обращайте внимание на детали. Тут они играют первую надтреснувшую скрипку. И если выдержит Ваш смычок, то к концу фильма вы начнете понимать, что где-то и сами переживали опыт-мысли, которые иногда в наигранно-патетической форме произносят герои “Замысла”. Да, актеры не профессионалы и порой кажется, что их игра не дотягивает до настоящих звезд экрана. Но в этой ленте это и не нужно. Здесь очень хорошо что гитара (ну да – скрипка) не строит. Так легче поверить в… Стабильность. В гуманитарное счастье. В важность идей современных мыслителей.
И еще мне приятно, что многих участников этого киномира я знаю лично – Салим Салкин, Анатолий Мям, Павел Великодный, Грин Лазовский. Донбасские музыканты, призванные своим сердцем переваривать любовь и ненависть нашего мира. Кому же, как не им принять и воплощать Смыслы? Да, нужно отметить и приглашенного российского музыканта Генри Бэсхэ. Его роль соглядатого колоритна и запоминается, как промозглость задверного метрополитена Нила Геймана. После просмотра захотелось еще раз окунуться в мир этих героев и чуть пристальней рассмотреть каждого. Как оказалось, два часа – не так уж и много.
Много спецэффектов, но… а как тогда изобразить иной-наш мир? Фантасмагорией и музыкой. Вот второе тоже стоит отметить отдельно. В звуковой поддержке фильма участвовал горловчанин Борис Блюмин. И мне кажется, что ионосфера звука подобрана идеально. Именно то, что должно встречать зрителя в небесных степях. О чем сам фильм, я говорить не буду. Простите, спойлерами даже после прочитанных книг не занимался. А уж тут… одному Борхесу известно, чего нужно героям. Штурм и гражданскую оборону? Долгого возвращения домой? Поиска себя? Самоубийства Бога? Мне, кажется, тут есть все четыре компонента аргентинского библиотекаря.
После “Замысла”, а, вернее, его первой части, есть над чем подумать. Есть как над этим горько усмехнуться. Есть как стереть эту горечь салфеткой надежды. И… наконец-то, есть смысл перестать играть в шахматы. Или это знак? Есть много чего, где давно уже не висят замки, но мы так и не решаемся открыть для этого двери своего сердца. Прошу только об одном: будете смотреть “Замысел” – не порежьтесь бритвой Оккамы. Потому как – не следует привлекать новые смыслы без крайней на то необходимости.
(премьерный показ первого художественного фильма Донбасса “Замысел”)
Автор: Егор Воронов