У нас своя дорога – партизанщина и романтика
До недавнего времени лишь заезжие режиссёры выбирали Донбасс для съёмок художественных фильмов. Но в прошлом году стартовала работа своей самобытной киностудии, которая может самостоятельно снимать полный метр. Особая примета в том, что появилась она в самый неподходящий для культурных опытов момент – во времена изматывающего затяжного военного лихолетья.
Кстати, и сам «Донфильм» является любительской идеей, воплощённой в жизнь подвижниками. Благодаря этим смелым творцам и случился полнометражный двухчасовой кинофильм «Замысел».
Журналистам почти не удаётся познакомить зрителей с режиссёром и автором идеи Дмитрием Зодчим, он отказывался давать интервью СМИ. Уроженец Шахтёрска – сценарист фильма, режиссёр и автор музыки к картине. Профессионального режиссёрского образования у Дмитрия нет. «Замысел» – первый его крупный кинопроект. Сам он считает, что кино – это его инструмент проектирования будущего Русского Пространства. «Мои задачи: планирование строительства нового на руинах старого – от смысловых оснований до визуальных воплощений (концептуальный дизайн, если так будет понятней). А также выявление и подготовка тех, кто будет строить», – говорил он не так давно.
Стоит отметить, что месяц после онлайн-премьеры уже принёс полмиллиона просмотров и тысячи восторженных комментариев.
Вообще, Дмитрий задумал кинотрилогию. Нынешний 120-минутный фильм – только её первая часть. Когда начнутся съемки второй, пока неизвестно.
Для «Одной Родины» Зодчий решил сделать одно из немногих исключений и ответить на вопросы о творчестве, фильме, Донбассе.
– Дмитрий, рискую быть банальной, но начнём с идеи «Замысла», откуда такой необычный сюжет?
– Да сюжет обычный: какой-то мальчик куда-то попал, кому-то спал, где-то ходил, кого-то встречал, что-то говорили. Вот и весь сюжет. Необычность не в сюжете. Я для себя определил, что любой фильм содержит три составляющих: сюжет, атмосфера, содержание. Вот как раз сюжет в «Замысле» – самое обычное.
– Каков жанр киноленты?
– Перебирал из существующих предлагаемых жанров и нашёл наиболее подходящими только «трагедия/гротеск». Но всё равно далеко. Я бы ввёл жанровое определение «трикстер». По аналогии с «триллер» или «вестерн». Так было бы точнее. Фильм-трикстер.
– Как решились на полный метр?
– Да особо выбора и не было. У меня есть план действий. В нём прописаны цели, к целям – задачи. К задачам – решения. Зажёгся, появилась идея, принял решение. Дальше уже само собой пошло выполняться.
– Команду единомышленников удалось собрать быстро?
– Она только сейчас начинает собираться. Мне кажется, в процессе никто толком не понял, в чём участвует, всё как-то стремительно разворачивалось, а я был занят и не успевал объяснить.
– Как удалось в воюющей Донецкой республике учредить «Донфильм»? Что представляет на данное время первая кинокомпания Донбасса?
– Ну «кинокомпания» – это чересчур громко. Представляет собой помещение, забитое оборудованием и реквизитом. До «кинокомпании» нам ещё расти и расти. Сейчас многие зрители поддерживают проект материально, постепенно закупаю необходимое оборудование.
– Читала в СМИ, что при разработке сюжета вы опирались на кинотрилогию Джексона «Властелин колец», «Дозоры» Бекмамбетова, «Сталкер» Тарковского и другие фильмы-фантазии. Так ли это?
– Это кто-то за меня придумал. «Сталкер» мне очень нравится, но «опираться»… «Дозоры» я вообще ещё не посмотрел, только трейлер. Если б и была нужда опираться, то только на мультфильмы. Советские. Например, «Подарок для самого слабого».
– Сложно было непрофессиональным актёрам воплотить, причём весьма достойно, такой нетривиальный сюжет?
– Думаю, актёрам было несложно. Сложно было мне донести до актёров, что от них требуется. У меня нет актёрского таланта, не выходило чётко и наглядно показать, как нужно. Приходилось маневрировать, объяснять на пальцах, тратить больше времени на описание результата, пробы и блины комом.
– Где впервые был показан «Замысел»?
– Первый закрытый показ состоялся у меня дома, в феврале 2019-го. Пригласил участников, кое-как разместились и посмотрели. В РФ первый публичный показ был, по-моему, в Курске. Затем прошёл тур фильма – начался в сентябре на Алтае и закончился в октябре в Донецке. Его чудесным образом разработал и провёл наш человек, Толик Глазунов. Проехал с фильмом всю Россию.
– Уже стала притчей история создания ленты, правда ли, что бюджет у неё тоже аматорский? Никто из профессиональных продюсеров не вкладывал средства?
– Бюджет личный. Изначально мне казалось, что денег достаточно, но они быстро закончились. Я не знал, сколько потребуется, с кино не сталкивался, рассчитать не мог, а спросить было не у кого. Поэтому большая часть процесса прошла практически в полной нищете. Бывало, съёмки не случались из-за того, что на бензин двести рублей не было и мы не могли поехать на локацию. Часто переносилось, затягивалось. Если б была помощь продюсеров, результат был бы в разы лучше технически и всё бы шло быстрее. Зато трудности и безденежье позволили освоить множество киношных профессий – от носителя штативов до режиссёра. Такому ни на каких курсах не научат. Опыт получен огромный.
– Теперь немного о съёмочном процессе: где шли съёмки?
– Разные места. В основном Шахтёрск и окрестности. В марте 2016-го объездил вокруг городов ДНР, нашёл много уникальных мест, но от большинства в итоге пришлось отказаться. В целях экономии на топливе.
– Почему Дмитрий Зодчий предпочитает избегать публичности?
– По ряду причин. Во-первых, не хотелось бы со временем пополнить ряды звёздной богемы. Лучше со стороны смотреть (так видней), чем куда-то вступать, и дело делать, чем лицом торговать. Без моего этих лиц хватает. Во-вторых, в других направлениях уже была публичность и известность, автографы и «давай сфоткаемся». Этот опыт очень не понравился. Пункты можно продолжать. В итоге от публичности вижу только минусы, без плюсов.
– Кто содействовал и кто мешал выходу фильма на широкий экран?
– На удивление очень многие помогли. В городах, по которым прошёл тур фильма. Люди предоставляли помещения, клубы. Здорово поддержали «Русское космическое общество», Институт русского языка «Ясна», Ленинградский рок-клуб. В ДНР руководители кинотеатров содействовали, на личном уровне. В Горловке городские власти помогли. Мы так быстро и стремительно всё устроили, что мне кажется, что те, кто хотел помешать, просто не успели сообразить. Попытки помешать были уже после показов, нелепые и смешные.
– Как раз о прокатной стезе «Замысла» хотелось бы тоже узнать. Как фильм дошёл до массового зрителя?
– Главный наш прокат – публикация в сети, в открытом доступе. Люди сразу стали массово репостить и распространять. Судя по обращениям ко мне, география обширная: всеразличные города русского пространства, другие страны, континенты.
– После съёмок и показов творческая группа «Замысла» поддерживает связь между собой?
– Конечно. Мы и до фильма между собой были давно знакомы, связь не обрывалась. И сейчас встречаемся, общаемся.
– О чём будет следующий проект «Донфильма», если это не секрет?
– Пока думаю над этим вопросом. Есть сценарии шести фильмов. Скорей всего, это будет фильм, который на данный момент удастся потянуть по средствам. Но в любом случае фильм будет в том же трикстер-направлении, в другом просто не плаваю.
– Планируете ли работать далее в автономном режиме или будете равняться на мэтров кино?
– Равняться точно не будем. Не на кого. У нас своя дорога. Партизанщина и романтика.
Фильм «Замысел» можно посмотреть ЗДЕСЬ.
Интервью взяла Анна ШЕРШНЁВА
Источник: ОДНА РОДИНА