Художественный «Замысел» Донбасса
Газета «Панорама» (г.Харцызск), выпуск №43 от 24 октября 2019 | Авторы: Анна ГРАЧЕВА, Татьяна ТРЕТЬЯКОВА.
На днях завершился общественный показ-тур по России и ДНР первой художественной киноленты Донбасса под названием «Замысел». Творческая команда организовала показы в 12 городах России от Смоленска до Барнаула, в белорусском Витебске и только потом – в городах Донецкой Народной Республики. 19 октября, вечером, в харцызском городском ДК собрались на просмотр люди, кому интересно это знаковое событие.
ПИОНЕРЫ «ДОНФИЛЬМА»
Для нас, жителей Донбасса, фильм «Замысел» привлекателен уже тем, что многие из его создателей — наши соотечественники, автор сценария, режиссер и автор музыки Дмитрий Зодчий – житель Шахтерска. А снимался фильм в Донецкой Народной Республике — в шахтерских степях, на скалах Донецкого кряжа, есть несколько эпизодов, снятых в Зугрэсе.
Съемки сцен фильма проходили с августа 2016 года по декабрь 2017 года. До начала 2019-го ленту монтировали, озвучивали, сводили компьютерную графику. Творческая группа, назвавшись компанией «Донфильм», одержимо работала, увлеченная идеей, на энтузиазме, без всякого финансирования извне — фильм полностью снят на деньги автора и участников. Создатели проекта сами сооружали декорации из подручных материалов, шили костюмы.
В съемках задействовано около 50 человек, и никто из них не является профессиональным актёром. В картине участвовали люди не только из Донбасса. но и из России. Находили как среди знакомых, так и на улицах, предлагали сниматься тем, чей типаж понравился и подходил для фильма.
Очень многие роли исполнили рок-музыканты Донбасса, известные в андеграундных кругах: Салим Салкин из группы «День Триффидов», Грин Лазовский, Павел Великодный, идейный лидер харцызского рок-клуба «BERETTA VOICE CONFEDERACY» Андрей Романов. Кроме того, в фильме «Замысел» сыграл российский исполнитель Генри Бэсхэ.
Впрочем, в съемочной группе были и профессионалы — оператор, звукорежиссер и некоторые другие специалисты. Стоит отметить, что общая длительность отснятого материала — более 500 часов. Но в итоге получился двухчасовой фильм.
Создатели фильма определяют жанр фильма, как трагедия, гротеск, смысловое кино. Предполагается, что фильм «Замысел» будет трилогией, и первый фильм назван «Вышний ярус».
Главный герой картины — мальчишка 11-12 лет, роль которого играет шахтерский школьник Кирилл Медведев. Подросток внезапно оказывается в мире, который находится «на другой частоте». Именно там, блуждая в донецкой степи со старшим товарищем по прозвищу Свой, юный странник ищет ответы на самые главные вопросы: кто мы и откуда? зачем рождаемся и умираем? в чем смысл жизни? Общую неустроенность земной жизни наставник мальчика объясняет таким образом: «У нас две беды — дураки и дороги. Но есть и третьи — когда дураки указывают дорогу». На перепутье каждый должен выбрать свой путь, но к чему мы готовы? Иногда нужно подняться на тот самый «вышний ярус», чтобы увидеть самые мелкие детали бытия.
Символично, что первый фильм донецкого кинематографа, пусть и полупрофессиональный, сделанный на энтузиазме, получился именно таким — философским, артхаусным, очень соответствующим дню нынешнему. Главные герои, увлекая зрителя за собой, предлагают поразмышлять вместе: какие ценности для нас важны? какое нам нужно строить общество?
«ЗИМА БЛИЗКО». ПО — ДОНБАССКИ
Харцызск — далеко не первый город, где показали «Замысел», и в интернете можно найти немало рецензий на эту ленту. Во многих из них сказано, что фильм заставляет зрителя думать.
И мы позволим себе с этим не согласиться.
Думать, согласно толковому словарю Ожегова, означает направлять мысли на кого-то или что-то. Фильм «Замысел» же побуждает размышлять — то есть углубляться мыслью. Углубляться в себя, в мир вокруг, в собственные взгляды на него.
Сюжет картины пересказать непросто — он состоит из тонких аллегорий, изящных намеков, вопросов с ответами и без, загадок и недосказанностей. Здесь играют свои роли не только актёры: каждая локация, каждый предмет в кадре — образ. Этим «Замысел» схож с полотнами Иеронима Босха — множество мелких деталей, которые можно рассматривать часами, находя в каждой смысловую нагрузку.
Мир киноленты — серый, мрачный, лишённый ярких красок. Многие сцены могли сниматься ранней весной — работа над фильмом длилась три года, — но ассоциируется они с поздней осенью, бесцветной и промозглой, той, которая вызывает в памяти набившую оскомину после сериала «Игра престолов» фразу: «Зима близко». Причём зима именно в понимании вселенной сериала — не просто время года, а целая эпоха, холодные и смутные времена.
Однако даже после самых лютых морозов приходит весна. Всегда есть надежда. В фильме «Замысел» эту надежду олицетворяет юный герой, которому уготована большая и важная миссия. Какая именно, авторы не раскрывают до конца, потому что картина — лишь первая часть запланированной трилогии. И это ясно видно — не только по открытому финалу, но и по множеству сюжетных линий, оборвавшихся, казалось, в шаге от логического завершения, ответа на какой-то важный вопрос.
СО СЦЕНЫ – НА ЭКРАН
Единственным участником фильма, имеющим актёрский опыт — правда, сценический, а не экранный, — стал артист харцызского народного драматического театра «Факел» Юрий Кулик. В театре он с 1977 года. Харцызскому зрителю известен благодаря множеству комедийных ролей, хотя и драматические персонажи ему даются великолепно — подтверждением стал спектакль «Мой дедушка Маг», представленный в минувшем сезоне. Там герой Юрия Борисовича — человек с непростым прошлым, прошедший в детстве через Освенцим. Когда он произносит один из своих центральных монологов, зрители в зале не могут сдержать слез. И для артиста этот сценарный момент – не просто слова, в них вложена близкая ему боль. Его дед Иван Иванович во время Великой Отечественной войны тоже попал в концлагерь. И не вернулся оттуда.
«После очередного показа спектакля ко мне подошла женщина из зала и стала благодарить, — вспоминает Юрий Борисович. — Я ей ответил, что мне приятен этот отзыв, но я не люблю, когда люди плачут, мне больше по душе, когда они смеются. Сейчас такое время — война, люди гибнут, слёз и без того хватает. Хотя трудно спорить, что подобный материал необходим, искусство должно пробуждать разные чувства и эмоции».
В фильме «Замысел» Юрий Кулик попал благодаря продюсеру фильма Анатолию Глазунову: тот показал режиссёру Дмитрию Зодчему, искавшему исполнителя на роль Скомороха, фотографии в фойе городского Дворца культуры, и Зодчий приметил Юрия Борисовича. «Дело было осенью 2016-го, — говорит Юрий Кулик. — Дмитрий назначил мне встречу, объяснил роль. Я согласился, потому что это показалось мне очень интересным. В кино я снимался впервые».
Работали дома у Дмитрия Зодчего, точнее — на его садовом участке. Время от времени приходилось греться в доме, потому что погода стояла довольно холодная. Снимали на фоне зелёного экрана-хромакея, чтобы потом наложить спецэффекты. Весь материал с Юрием Куликом отсняли в течение одного дня. Каждую сцену делали с пары дублей — и то лишь для того, чтобы выбрать, какой вариант будет удачнее. А ещё через несколько дней записали звук.
Интересно, что весь сценарий Юрий Кулик перед съёмкой не прочёл и вообще не знал, о чём лента, до показа в Торезе, состоявшегося 16 октября нынешнего года. «В процессе работы над ролью я просто следовал указаниям режиссёра, — рассказывает Юрий Борисович. — Он ставил мне задачу — я выполнял».
Первый киноопыт Юрий Кулик невольно сравнивает с привычным театральным: «Различия есть. В кино один раз снялся — и результат готов, а на сцену выходишь день за днём, раз за разом, невзирая на то, какое у тебя настроение, отдохнул ли ты, выспался ли. И каждый раз нужно делать своё дело хорошо! Двух одинаковых спектаклей у актёра не бывает — одну и ту же фразу можно сказать с немного разной окраской, иногда импровизировать приходится». Хотя поработать с интонациями Юрию Кулику удалось и в кино: в различных дублях он раскрывал реплики Скомороха немного по-разному. Дмитрий Зодчий дал ему лишь глобальную цель, а наполнение персонажа во многом доверили актёру.
В Торезе Юрий Кулик посмотрел «Замысел» как зритель, а на показ в Харцызске пришел, чтобы взглянуть на ленту с профессиональной точки зрения — и свою работу оценить, и других артистов, и режиссёрскую.
Зрительскую позицию Юрий Кулик озвучивает уклончиво: «Дело в том, что это лишь первая часть трилогии, трудно говорить однозначно. Я спросил у Дмитрия, когда будут съёмки продолжения, но он ответил, что пока нет средств. А жаль — очень интересно, что же будет с героями дальше; история пока недосказана. Она очень интригует».
Одним из самых сильных эпизодов «Замысла» Юрию Кулику показалась сцена с витязем на распутье: богатырь стоит у трех дорог, символизирующих различные ценности, — одна ведёт к монументу «Рабочий и колхозница», другая — к изваянию с нацистским орлом и свастикой, а третья — к статуе Свободы. Воин так долго не мог выбрать, куда пойти, что превратился в камень. «А ведь он забыл, что существуют ещё два пути — вверх и вниз», говорит герой фильма, наблюдающий за витязем.
Возможно, в этом — один из важнейших посылов ленты: не только выбрать нужный вектор, но и за идеологиями разглядеть и не потерять что-то более важное, монументальное — духовность.
Впрочем, в «Замысле» каждый наверняка увидит что-то своё. Думается, именно такую цель и ставили перед собой его создатели.
«ЭТО НОВАЯ ИДЕЯ»
«Волею судеб я познакомился с Дмитрием Зодчим, который от написания сценария и до организации режиссуры занимался фильмом «Замысел», — говорит в одном из своих интервью харцызянин Павел Великодный, поэт и музыкант, лидер группы «Идеальный Мир». В фильме «Замысел» он сыграл Архала, одну из ключевых ролей ленты — Дима рассказал мне о чем фильм, какого рода герои там требуются. Меня очень заинтересовал этот проект, потому что основная тема фильма проходит и в моем творчестве. Когда получил приглашение на роль, сразу почувствовал, что это будет что-то сильное, мощное, взрывающее мозг. В современном кинопространстве это не просто очередной фильм, это новая идея, в которой соединены две основы — художественная и идеологическая. И я горжусь, что эта идея исходит от донбасского края».
Источник: http://xvesti.ru/blog/5810-artistic-concept-of-donbass.html